lapshin (eastguy83) wrote in ua_travels,
lapshin
eastguy83
ua_travels

Сплав на байдарке по реке Оскол

Долгое время в моих мечтах было осуществить сплав по реке Оскол. По реке, на которой мне посчастливилось проводить массу хорошего времени еще будучи школьником, потом студентом и уже сейчас работая простым инженером. :)
Река Оскол берет свое начало в Курской области Российской Федерации и, не замечая никаких государственных границ, продолжает свое течение по территориям Двуречанского и Купянского районов Харьковской области, ниже по течению образуя Краснооскольское водохранилище.
Подготовка к походу заняла достаточно большое количество времени. С каждым днем углубляясь в особенности зеленного туризма, я обрастал не только новыми знаниями, но и абсолютно новым для себя снаряжением - байдарка, весла, палатка, спальник, карематы и т.д. и т.п. :)
Что касается маршрута сплава было решено долго не раздумывать и начать в районе села Пески, что расположено в непосредственной близости от границы с Российской Федерацией. Для первого похода решено было затратить времени не более 3 дней и добраться за это время по течению до города Купянск.

Забегая вперед, скажу, что в первый день я со своим братом (а в поход мы отправились вдвоем) прошли около 20 км. Вот так выглядел наш маршрут в первый день похода.
Начало сплаву было положено 21 августа 2010 года. Как нельзя кстати температура перед нашим стартом спала с уже привычных 40 градусов до 25, на небе появились уже позабытые облачка, а тело освежал легкий ветерок. В общем погода была нашим союзником в тот день и, не теряя много времени на сборку байдарки и упаковку всех вещей, мы к 13 часам дня начали свое путешествие.

Место старта.

Я не буду пытаться передать словами все красоты проплывающих мимо нас берегов, лучше меня это сделают фотографии.

Вдоль правого берега реки на всем пути нашего следования тянулись меловые горы. Небольшие по высоте, но от того неменее притягательные, горы придавали нашему путешествию особую атмосферу. Эти горы я стараюсь посещать каждый год и каждый год получаю неописуемое удовольствие. Виды, открывающиеся с гор это вообще отдельная тема. :)

А эту гору можно смело называть одним из символов Двуречанского района. Помню еще в союзные времена выходила местная газета "Двуречанский край" с изображением на первой странице именно этой горы. Фотография сделана в мае 2008 года.

Открывающийся вид с этой горы. Фотография сделана в марте 2008 года.

Но в этот раз решено было не терять времени на очередной подъем на гору, а потому наша стоянка получилась непродолжительной, и мы отправились дальше в путь.

Всегда с интересом ожидаешь открывающиеся виды за каждым поворотом реки.

Довольно скоро мы уже были у с. Каменка. Кстати, карта местности, которую мы вытянули из всемирной паутины, обещала нам встречу с двумя мостами. На самом деле оказалось, что от первого верхнего моста остались лишь наполовину прогнившие деревянные опоры и только. Но и тот мост был интересен нам, так как здесь нам довелось пройти первое крещение в преодолении завалов и различных водных преград, а потому времени на фотосъемку просто не было. :)
К вашему вниманию действующий второй нижний мост.

Сразу за мостом по правую сторону в глаза бросилась ослепительно белая меловая гора. Отражение солнечных лучей от этой горы по яркости было схожим со свежевыпавшим снегом в морозный зимний день. После небольшого отдыха мы продолжили свое путешествие.

Сразу за селом довелось нам попасть в первую водную ловушку. В месте где река разделялась на два рукава, мы решили поворачивать налево, где буквально через 40-50 метров несмотря на все наши старания мы наткнулись на лежащие поперек реки деревья. Выход был один - возвращаться назад и поворачивать на развилке направо. ))) В дальнейшем река подобных сюрпризов больше не преподносила и наш сплав проходил спокойно в окружении полной тишины, обильной зелени вдоль двух берегов и под лучами уже падающего за горизонт солнца. Начав задумываться о выборе места для стоянки, мы с удивлением отметили для себя, что это дело не такое уже и простое. Дело в том, что подходящих мест на наш неопытный взгляд было буквально единицы, да и те были заняты неизвестно откуда появившимися отдыхающими. Так в поиске места для ночлега мы прошли село Петровка и еще проплыв 4-5 км, мы наконец-то нашли место для стоянки. Светового дня нам как раз хватило, чтобы развести огонь, сварить ужин и поставить палатку.

Немного обустроившись и насладившись поистине волшебным ужином, мы с некой настороженностью и удивлением стали прислушиваться к непонятным крикам, доносящимися к нам издалека. Чуть отойдя от реки, мы оказались на большом лугу, по другую сторону которого начинался сосновый лес. Присмотревшись, я увидел мерцание огней среди сосен, и тогда для меня все стало понятно - в том лесу располагался детский лагерь "Лесная сказка". А тем временем на землю уже опустилась ночь, а в небе на свое дежурство заступила ее величество Луна. )))

Ночь у реки оказалась абсолютно не схожей с ночью в панельных домах больших городов. То и дело каждую минуту вокруг палатки что-то происходило: то где-то в реке билась рыба, то совсем рядом в кустарнике какое-то существо начинало интенсивно шуршать в своих заначках, и ко всему этому буквально над головой непонятная птица своей трелью призывала всех сохранять спокойствие. ))) Был у этой ночи и еще один сюрприз для нас - с каждым последующим часом температура воздуха стремительно падала, делая воздух уже через чур свежим для нас. К утру температура упала до 7 градусов, а потому сон уже был не настолько сладок, чтобы можно было пропустить рассвет. :)

Общий подъем в нашем лагере практически совпал с рассветом, а потому после легкого завтрака и удивительно сладкого чая, мы решили не засиживаться и продолжили свое путешествие. Вот какой маршрут нам довелось проделать в первой половине того дня (протяженность составила порядка 16км.

Река в утренние часы поражала своей зеркальностью и тишиной.

Как раз самое то время для рыбаков, которые довольно часто попадались нам на всем нашем пути следования, выступая достойной альтернативой дорожным знакам. Благодаря их информации, можно было спокойно определять свое местоположение без помощи каких-либо навигаторов. )))

В первый же час нашего пути мы с легкой улыбкой на лицах обнаружили несколько хороших мест для стоянки, но ночь уже была позади. )

Сооружения местных умельцев веселило наше воображение. :)

В районе села Новомлинск русло реки заметно увеличилось.

Довольно часто по близости этого села нам встречались рыбаки, как на берегу, так и на лодках. Земли вокруг этого села пользуются хорошей репутацией у представителей местной и областной власти. Но мы не стали много времени уделять поискам поселений нашего политикума, и уже после недолгой остановки продолжили свой путь.

Подвесной мост над рекой.

В районе поселка Двуречное мы остановились, чтобы пополнить свои запасы воды и заодно дать возможность местным отдыхающим пораспрашивать нас о нашем путешествии и нашем плавсредстве. :)
Но решив провести свой обеденный перерыв без лишних расспросов окружающих, мы еще немного спустились вниз по течению.

Дальнейший наш маршрут выглядел вот так.

Чуть пройдя село Масютовка, мы наткнулись на удивительно красивое место соединение левого рукава реки с основным руслом.

Окружающая природа так и манила нас задержаться здесь и, возможно, организовать ночлег. Но так как солнце было еще высоко над горизонтом, а в руках чувствовалось еще достаточно сил, мы без долгих раздумий решили идти дальше. Что и говорить азарт к открытию новых красивых мест так и гнал нас вперед. )))

Активно проработав веслами еще пару часов, мы стали подыскивать место для ночлега. Но, как и в прошедший день, это упражнение для нас оказалось не из простых. Пытаясь отыскать "идеальное" место и не желая разворачивать свое судно против течения, мы постепенно пришли к выводу, что находимся уже в непосредственной близости от города Купянск. С каждым километром нашего пути мы стали находить все больше мест отдыха местных жителей, а если быть точнее, то все то, что остается после этих мероприятий.
Про мусор вообще хочется сказать отдельно. К сожалению, на всем нашем пути доводилось встречать различный мусор. Даже вывели своего рода закономерность - чем больше и чаще на твоем пути попадается мусор, тем ближе ты к населенному пункту. Так, например, обыкновенная пластиковая баклажка, обнаруженная где-то в камышах, говорит о том, что где-то совсем рядом есть рыбаки или рыбацкие места. А вот если на берегу начинают попадаться зеленые уютные лужайки с кучами мусора, то это прямое подтверждение того, что уже где-то рядом есть населенный пункт. И чем больше мусора на этих лужайках, тем многочисленнее поселение тебя ожидает.
Поразмыслив немного, мы пришли к мысли, что скорей всего эту ночь мы уже будем спать не под открытым небом, а под потолком своей квартиры. Но для этого нам еще предстояло добраться до ближайшей автомобильной трассы. А это было немного - немало 9 км.

В районе села Голубовка река словно врезается в подножие меловых гор.

А вот уже и Купянская телевышка показалась на горизонте и мы поняли, что совсем рядом у цели. Фотоаппарат был отложен подальше и, не замечая удивительных взглядов большого числа отдыхающих, мы из последних сил налегли на весла, подбадривая себя мыслями о теплой ванне. :)

Друзья, байдарка, как оказалось, просто классная штука, которая дарит Вам незабываемые впечатления! Путешествуйте, получайте удовольствие... и убирайте за собой!!!
Tags: Харківщина, водний туризм, гори, ріки