iyacutaki (iyacutaki) wrote in ua_travels,
iyacutaki
ua_travels

Двухдневное путешествие по земле Богдана и Тараса.

На майские праздники решили совершить небольшое путешествие из Киева по Черкасской области. Вообще, хотелось бы проехаться по всей Золотой подкове Черкащины, но ограничение по времени и состояние дорог в области немного подкорректировали наш маршрут.

Итак, первым пунктом в нашей программе был корсунь-Шевченковский, а точнее ландшафтный парк вдоль берегов реки Рось и Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы 49°24'58", 31°15'53"

Окрестности реки Рось люди обжили еще много тысяч лет назад, в первом тысячелетии здесь жили поляне, можно сказать, что это одна из колыбельных восточнославянских народов. Тут потрясающие пейзажи и удивительная топонимика: Богуслав, Городище, Валява, Петруще, Селище, Тараща, Порезовица и никаких колхозов имени 25-го съезда КПСС или пгт Красные маркшейдеры.

На территории парка находится усадьба князей Лопухиных, музей Корсунь-Шевченковской битвы, художественная галерея, исторический музей. Сам парк прекрасен, советую его как поездку выходного взамен уже приевшимся Умани и Белой Церкви, и людей здесь гораздо меньше.

Еще здесь очень хороший музей Корсунь-Шевченковской операции. Я вообще мало что знала об этой странице истории, а оказывается это была очень серьезная, а главное, удачная военная операция с окружением большого количества немецких войск. Вообще, все окрестности в памятниках той войне. Мы остановились перекусить у какой-то полянки, и в кустах на высоте нашли стелу, посвященную этой битве.

В музее я первый раз вблизи увидела "катюшу"

И сам музей достаточно неплохой, а еще там появился целый зал посвященный майдану и войне нынешней :(

Следующим пунктом нашей программы был музей Нечуя-Левицкого в Стеблеве 49°24'5", 31°5'43"

До недавнего времени музею всю свою жизнь посвящал Сергей Левкович Хаврусь - популяризатор творчества Нечуя-Левицкого, известный краевед, а сейчас, после его смерти, музеем заведует сын Хавруся. Человек настолько любит свое дело, что в крохотном музее мы провели больше часа, и нам очень не хотелось уходить.

После мы проехались по Шеченковским местам Моринцам 49°15′29″ с. ш. 31°00′30″ в. д. и Шевченкове 49°11′18″ пн. ш. 31°05′59″ сх. д. К сожалению, ехали уже под вечер, сами музеи были уже закрыты. Но какие же это живописные места, мы еще попали на цветение вишен, кажется, что просто невозможно не стать поэтом и художником, если вырос здесь.

Между Моринцами и Шевченковым прямо у трассы в селе с изящным названием Шампания мы неожиданно для себя нашли военный музей. Частная инициатива воина-афганца, создавшего музей войны в Афганистане и ВОВ. И добавившего к ним после огромную экспозицию войны на востоке Украины. Хозяин музея и его друзья активно волонтерят в АТО, ремонтируют технику, снабжают военных.

2015-05-01 18.55.16-1.jpg

Последним пунктом первого дня были Черкассы 49°26′40″ пн. ш. 32°03′35″ сх. д.. Тут хочется предостеречь путешественников, насколько это возможно. В Черкассы мы ехали через Смелу, и это дорога в ад. Все 4 диска погнули. По возможности избегайте этого.

В Черкассах есть где остановиться и что посмотреть (можно почитать мой отчет двухлетней давности здесь, почти ничего не изменилось), но мы с утра выдвинулись на Холодный Яр 49°8'43", 32°20'37".

Холодный Яр - это мое личное открытие. Невероятное место силы, загадочное, мистическое, имеет богатейшую историю. Это реликтовый лес со множеством балок, ручьев, холмов, исторических и культурных памятников: древние поселения, городища, пещеры, Мотронинский монастырь, памятники Гайдамаччины и Холодноярской сечи, партизанские схроны УНР и ВОВ (говорят, что насчитывается более 4 тысяч землянок и 7 км траншей и ходов сообщения)

Гайдамацкий (Монастырский) ставок, где гайдамаки святили ножи

pano

Дуб Максима Железняка, длина окружности ствола 8 м 90 см, высота 24 м. Под сенью этого дерева отдыхали Богдан Хмельницкий, Северин Наливайко, Максим Железняк, Тарас Шевченко.

В общем, я всем очень-очень рекомендую Холодный Яр, если бы я составляла списки вроде "10 мест, которые обязан посетить каждый украинец", то это место было бы в них обязательно.

После мы поехали в Субботов 49°05′28″ пн. ш. 32°33′02″ сх. д.. Узнаете? ;)

Там есть небольшой этномузей, в котором археологические раскопки накрыты павильоном, что является очень нехарактерной заботой об исторических памятниках для нашей страны.

А после Субботова - Чигирин 49°04′38″ пн. ш. 32°38′57″ сх. д. Жалеем немного, что мы приехали поздновато, еще было светло, но все музеи закрылись. Но мы таки поднялись на Богданову гору, прогулялись по парку. Вид с горы не особо впечатляющий, но зато можно забраться на стены крепости.

После Чигирина решили возвращаться домой, но только по нормальной дороге - через дамбу в Черкассах. Кстати, она тоже офигенная.