levk_777 (levk_777) wrote in ua_travels,
levk_777
ua_travels

В снежном плену

Проснулся я значит 1 января нового года с мыслью, что неплохо бы не просиживать зимний отпуск перед компьютером, а сходить например в горы. На следующий день куплены билеты, а еще через пару суток мы уже во всю неслись в поезде №217 Киев-Ворохта.

А прогноз погоды можно было даже не смотреть - все и так знают, что происходит на Черногорском хребте зимой.

Итак, поехали.
Раннее утро. Яремче. На пустынный заснеженный вокзал прибыл мурчащий тепловоз с длинным синим составом, высадил редких пассажиров. Выдал в воздух небольшую тучу дыма и пыхтя уехал восвояси. Люди с поезда были сонные и тоскливые, медленно разбрелись кто куда. Но у троих из них горели глаза. Они знали, что скоро попадут в практически другой мир, где нет всех этих ваших городских проблем, политики, цивилизации. Есть лишь рёв ветра и снежная пустыня. По странному стечению обстоятельств, одним из этих людей оказался я.

-Підкажіть, а коли буде автобус на Верховину?
-Та он він хлопці поїхав вже :)

Ну что ж. Придеться ждать следующего. За окном постепенно светлело, открывались магазины, становилось всё больше людей. Город просыпается. Через определенное количество времени попадаем в фиолетовый чудо-бус и несемся по просторам Карпат в Верховину. За окном медленно проплывает горная дорога, сквозь верхушки деревьев пробивается утреннее солнце и щекочет по лицу... Наслаждение... Предвкушение!

Спустя пару часов мы в Верховине. Автобус на Шибеное уже стоит на автостанции. Его пропускать нельзя - он такой один в день. Загружаемся. Едем.
И вот, мы в Шибеном. Погода поменялась, небо затянуло серыми грозными тучами. И люди как-то погрустнели. Регистрируемся на пограничной заставе. Заходим в магазинчик купить винчика и выдвигаемся.

Поначалу маршрут идёт вдоль ручья Шибений, до отдаленных домов села Шибене. Тут живописная широкая дорога, слева речка, справа старинные деревянные линии электропередач, а вокруг свисают горы с дремучими еловыми лесами. Периодически встречаются делающие обход своих владений пограничники в белой маскировке и редкие местные жители. И вот, встречаем идущих навстречу туристов:

-Здрасте. А вы с Поп Ивана? Как там с погодой?
-Там піз*єц.

Чтож, на фразу "как с погодой на Поп Иване" другого ответа я никогда и не слышал. Идём дальше. Пришли в выселок Шибеного - селение Погорилець. Пару домиков, перекресток грунтовок, вокруг полнейшая тишина.

Ах да, забыл добавить одну деталь. При вот этом коротком переходе от основго села к выселку мы сделали уйму ненужных остановок (покушать, пофоткатся на фоне няшного трактора, полежать на снегу, уравнить рюкзаки по весу, и т.д.), которые вкупе привели к тому, что в лес мы вошли уже когда стемнело. Не, это не смертельно, но скажем так идти пару часов в абсолютно темном лесу - сомнительное удовольствие.

Пока хоть что-то было видно - шли без фонарей. Когда увидели следы волка (?), я настоял включить фонари. Лес ночью хоть и стрёмный, но атмосфера очень крутая. Тусклый луч фонарика выхватывает перед собой снежную тропинку с несколькими парами следов, и ближайшие деревья, а вокруг - темнота. Особенно шикарные моменты когда во время двухминутной передышки снимаешь рюкзак, ложишься на снег, выключаешь фонарик и всматриваешься вверх, куда стремятся черные смереки, среди которых едва проглядывается ночное, затянутое тучами небо...

Шли и шли. Вскоре вышли на полонину Веснярка. Полонина была затянута густым облаком, видимость от силы метров 10-20, и это всё ночью. Ещё минут 20 поблудили в поисках колыбы и пришли на сегодняшний чекпоинт - колыба на пол.Веснярка.

Внутри колыбы была супружеская пара из Ивано-Франковска. Мокрые насквозь вещи, которые сушились по всей колыбе как бы намекали на то, откуда они пришли. Вечер проведён в дружественной атмосфере, внутри колыбы царил уют и умиротворение. Потрескивание дров в печи, маленькая комната в свете тусклых фонарей, за окном - тьма, и слышно как ветер хлестает по стенам... Кайф же!

Мы заснули.

Ночью печка выключилась, а подкидывать дрова всем было лень. Поэтому утром стоял конкретный такой дубак. Как на улице, только без ветра. Наши соседи ещё спали (5 утра всё таки). Мы переформировали рюкзаки, весь хлам скинули в колыбе. Каждый с собой взял только самое нужное. Я положил в рюкзак запасной свитер, шерстяные варежки, банку паштета и бутылку вина. Снаружи прицепил снегоступы. Для смелости глотнул водочки. Мы вышли.

Утро было безветренное, видимость на многие километры, только густые тучи свисали над Весняркой. Через определенное количество времени далеко-далеко показалась красная полоска. Поначалу я думал что это зарево от какого-то города, но оказалось что это лучи восходящей звезды. Однако, такое счастье продлилось минут 15, а потом как обычно - всё затянуло, видимость 0, ветер сбивает с ног.

Так как руководителем группы был я, то вероятность пойти не туда куда надо приближалась к 100%. Поэтому никто даже не удивился когда мы сбились с пути. Вылезли на какие-то стрёмные скалы, тропы нету, что делать не знаем. Постепенно слазим с скал, и метрах в 100 снизу один из нас замечает ленточку-маркер маршрута. Спускаемся на тропу. Идём.

Вышли уже на открытый хребет, редкие ёлочки закончились. Видимость - 1-2 метра. Ветер валит на бок. До вершины около двух километров, но эти два километра казались вечностью!

Впереди показывается темный силуэт. Неужели вершина? Нет. Это просто камешек. И так раз 10. Шли и шли.
Ледяная пустыня и не думала заканчиваться.

Когда до обсерватории оставалось минут 20 ходу, встретили спускающихся ребят. Трое - друзья наших соседей по колыбе, они решили не спускаться вместе с ними, а заночевать на Поп Иване. Ещё трое - ребята, с которыми мы утром выходили, но они нас обогнали. Нас утешили, что до вершины совсем чуть чуть. И вправду, совсем скоро мы внезапно вышли на вершину Поп Ивана.

Композиция на вершине состоит из церквушки (т.н.каплычка) и собственно заброшенной польской обсерватории.
Каплычка вот. Кстати, мы за 3 часа подъема по непосредственно хребту тоже покрылись красивыми снежными наростами.

Несмотря на сильнейшую непогоду, подъем мне понравился. Горы такие, какие они есть. Да, красивых крайовидов мы с вершины не увидели. Но атмосфера была шикарная - чувство забытости, независимости от всего мира. Словно идешь один по другой планете.

В 20 метрах от церквушки расположена обсерватория - но её было не видно! Пошли по приборам, спустя минуту наткнулись на мрачную хранительницу вершины.

"Астрономическо-метеорологическая обсерватория имени маршала Юзефа Пилсудского Лиги противовоздушной обороны Польши" была заложена в 1936 году. Через 2 года, летом 1938 состоялось торжественное открытие. Здание поработать в полную силу успело всего лишь год - в 1939 пришла война. Потом западноукраинские территории переходили из рук в руки. Сразу после передела Польши обсерватория была уже на советской территории. В 1939 году её передали Академии Наук УССР, но в 1941 сюда пришли немцы. До 1944 года в здании находился аванпост венгерских войск. В 1944 году после освобождения этих земель, обсерваторию признано разрушенной.

Конечно, здание более 70 лет простоявшее наедине с природой без охраны и ухода будет выглядеть как руины. Но такое состояние только добавляет своей призрачной атмосферы.

Так как с подъема мы дико задолбались, то первым делом пошли внутрь отдохнуть. Во время подъема в плане температуры мне лично было идеально, но как только я сел передохнуть внутри здания - тело остыло и стало очень холодно. Ещё стоит сказать что воду все дружно забыли снизу, поэтому жажду утолять пришлось вином. Меня вставило, гыы.

Ребята скушали запасы паштета, а мне есть не хотелось вообще. Я всматривался в белое ничего за окном и на душе было полное умиротворение...

Идём наружу исследовать здание. С подветренной стороны снега ещё больше.

Красиво же!

Пропасть.

Но всё хорошее когда нибудь заканчивается. Сворачиваемся и потихоньку идём вниз. Находим наши следы с трудом.

На спуске в облаках изредка проскакивают прояснения. Вот туча расходится, на пару секунд показываются окрестные горы и вся наша команда как малые дети радуется каждому такому просвету. Решаем подождать, а вдруг тучи уйдут вообще?

Ёлочки на склоне горы Шурин. Просторы то какие!

Гора Малые Стайки. Массив Стайки вообще довольно дикое место, там в месяц наверное одна группа проходит и всё, летом даже вытоптанной тропы нету. Поэтому сохранилось множество артефактов с Первой Мировой.

Постепенно сбрасываем высоту.

Альпийские сосны под снежком. Где-то за теми тучами Мармаросы, а там уже и Румыния.
Кстати, ночью мы видели как нам сигналил фонарём кто-то с той стороны.

Спуск давался легко и непринуждённо.

Ёлки!

После заката освещение менялось практически каждую минуту.

Вот уже входим в зону леса.

Живописная тропинка вниз.

Дальше зашли в лес, там нас застала темнота. Ну, нам не привыкать. Шли. Однако шли что-то долго, начала закрадываться мысль что мы свернули не туда. Вскоре эта мысль переросла в панику. Стемнело окончательно, фонарик с каждой минутой предательски становился всё тусклее и тусклее, а все наши вещи для ночлега остались в колыбе. Но через пару минут от начала паники мы всё же вышли на полонину. В этот раз повезло.

В колыбе было пополнение в виде троих человек, которых мы видели у вершины (остальные три расположились в другой колыбе), хоть стало и тесновато - но в несколько раз веселее и уютнее. Вечер был также проведён в крутой дружественной атмосфере.

Утро проведено в сборах. Попрощавишись со всеми мы вышли вниз под мелкое накрапывание дождя. В январе, в горах!

Кстати, пристанище наше выглядело воот так.

Быстренько спустились вниз, в село Шибене, откуда мы стартовали пару дней назад. Ну тут всё по прежнему угрюмое и серое. Только пограничники попались более веселые. А начальник смены даже пригласил нас в местный кабак накатить по 50 грам, но мы отказались, так как на горизонте уже показался наш автобус.

А дальше приключения не заканчивались. Так как билеты в Киев мы заранее не покупали (потому что всякое могло быть с такой погодой), то по приезду в Верховину конкретно обломались, открыв интернет и посмотрев что билетов домой нету. Решили ехать во Франковск, оттуда вечером 3 поезда должно быть. Вдруг кто-то отменит бронь и мы билеты купим?

В Ивано-Франковске 3 часа дежурили у кассы, почти каждые 10 минут подходили к кассирше узнавать наличие. Места появлялись, мы радовались. Но как только кассирша на них нажимала оказывалось что их уже купили. Вот так пару секунд потупили - и хоп, билетов нету. В итоге удалось словить один купейный билет на товарища, у которого была завтра сессия и быть в Киеве - это обязательно. Мы навешали на него свою снарягу, посадили на поезд, а сами отправились на пригородке во Львов, где начиная с четырёх часов утра пугали прохожих своим видом. А вечером уехали в Киев. Конец.