photomandrivnyk (photomandrivnyk) wrote in ua_travels,
photomandrivnyk
photomandrivnyk
ua_travels

Соцгородок Харьковского тракторного завода



Толчком с появлению этой записи послужила всё более массовая застройка Харькрова современными жилмассивами, которые, такое впечатление, проектируются с единственной мыслью: продать максимум квадратных метров жилплощади на минимуме земной поверхности. Увы, вслед за Киевом, Харьков перенимает эту извращённую концепцию, в результат которой появляются дома вроде и хорошего качества, и с квартирами удобной планировки - но натыканные как спички в коробке, буквально окна-в-окна, а на прилегающей к ним территории нет места даже для нормальных детских площадок, не говоря о школе, двух-трёх садиках, полноценном стадионе и прочих составляющих продуманного жилмассива.

Однако, так строили не всегда и буквально под боком есть образцы исключительно продуманной градостроительной политики. Корочем, воспользовавшись погожим октябрём, мы решили прогуляться в районе ХТЗ.

Изначально цель была бродить по симпатичному бульвару, который протянулся вдоль всего Индустриального проспекта,



но аппетит приходит во время еды, и в первый день мы зацепили ещё и промзону, а в следующие выходные приехали ещё раз, чтобы "досмотреть".


Надо сразу сказать, что среди харьковчан данный район пользуется дурной славой, и уж во всяком случае, не ассоциируется с историческим наследием, достойным специального внимания. В данной записи постараюсь показать ошибочность этого мнения.
Итак, в чём же "изюм" района ХТЗ и откуда взялся термин "соцгород"?

Закладывался он одновременно с заводом как полностью самодотаточный жилмассив. Это сейчас ХТЗ один из районов города, и не самый периферийный. А на тот момент от окраины Харькова до завода было аж 8 километров, до появления здесь ветки метро было ещё 50 лет, и предполагалось, что работники завода должны иметь возможность решать подавляющее большинство бытовых проблем "по месту", без необходимости ездить в "старый" Харьков.
Промзона предполагалась масштабная - целых 12 заводов вплотную друг к другу - а в комплекте с ней строился жилмассив, аккуратно рассчитанный на соответствующее масштабам заводов количество жителей.
Всё это и породило новый тип городского района - тот самый соцгордок, где предусмотрено всё необходимое для полноценной жизни, и в количестве, соответствующем плановой численности жителей. Проектировалось это всё 90 лет назад, но и сейчас концепция восхищает. Достаточно сказать, что дворы здесь просторные и зелёные (шутка сказать - при проектировании закладывалось 20 м.кв. зелёной зоны дворов на каждого жителя!), дома не угнетают безликостью, количество школ и детсадов сответствует проектной численности населения, и расположены они все в шаговой доступности, есть стадионы, бассейны, парки, скверы, дом культуры, дворец бракосочетаний, а Дворец пионеров ХТЗ располагает даже собственной обсерваторией.

Жилфонд, конечно, уже ветхий, на 80 лет службы его никто не расчитывал, но нельзя не отметить, что даже в при проектировании простецкого жилья для рабочих не пренебрегали некоторыми элементами дизайна, дома инидивдуальны, в отличие от типовых хрущёвок или блочных девятиэтажек более поздего периода:











Аптека "Доброго дня" вызвала в памяти погребальную контору "Милости просим" из известной книги:






Наибольший интерес представляют два жилых дома - по улице Мира 20 и улице Библика 19 - которые в комплексе составяют квартал со всей полагающейся инфраструктурой:

Торец дома по ул. Мира 20



Ландау здесь никогда не жил, но рисунок хороший, пусть будет :-)


По соседству современный дом. По видимому, это единственный здесь прецедент "уплотнения" застройки 30-х годов:



Обратите внимание на арку: это не въезд во двор, это полноцення улица. Вообще, для района ХТЗ характерно множество мелких улочек. Они малозагружены и до сих пор спокойо обходятся без светофоров, а водители избавлены от необходимости пользоваться крупными магистралями  с их пробками и прочими прелестями мегаполиса.


Двор дома по Мира 20 тянет на полновесный парк как размерами, так и благоустройством:


















Из-за сложной конфигурации дома в его дворе можно выделить, если можно так сказать, субдворы:





Самопально нарощенные балконы (хорошо, хоть не с фасадной стороны):




Центральная въездная арка:





Не удивлюсь, если дому полагалось собственное бомбоубежище:





На фасаде, выходящем на проспект архитектора Алёшина, сохранились элеметны декора, избежавшие "декоммунизации":








Когда-то в этом доме жили мои знакомые, ни малейшей проблемы не составляло напроситься посмотреть, как оно там внутри, но я тогда не интересовался, а сейчас они переехали...эххххх.....



Дом 19 по улице Библика чуть попроще, но тоже интересен. В центральной его части располагался Детский клуб ХТЗ (это помимо Дома пионеров ХТЗ)








Элементы оформления:





Между подъездами запроектированы переходы на уровне 3 этажа:




Мы заглянули в подъезд



но, к сожалению, попасть в переход не удалось, вход туда через квартиры.


Даже со стороны двора архитекторы постарались придать какое-то оформление:








А это уже соверменный собственник помещения первого этажа проявил фантазию:






Как и дом 20 по улице Мира, 19-й по улице Библика главным фасадом обращён к парку, только не имени Маяковского, а к Тракторозаводскому скверу, прямо к памятнику первому трактору ХТЗ:





















Здание стоматполиклиники между домами № 20 по улице Мира и 19-м по улице Библика:





Сценка на рынке ХТЗ:





В таком стиле выполнены несколько общественных зданий в районе (детские сады и некоторые другие). Ведь могли, когда хотели...:





Если персечь главную здешнюю транспортную магистраль - Московский проспект - попадаешт в крупнейшую в городе промзону.
В отличие от жилмассива, где некоторыре элементы современности присутствуют, район собственно заводов - чистый back in USSR. Относительно прилично выглядит только фасад главного админкорпуса ХТЗ:








в остальном же - протянувшиеся на многие сотни метров заводские заборы, выщербленный асфальт, волнистые трамвайные пути







Золотая осень при хорошй погоде облагораживает любой пейзаж, а вот попасть сюда в тёмное время да под хорошим дождём...

Удивило интенсивное трамвайное движение: воскресенье, середина дня, а они ходят с интервалом максиум в 5 минут. Пустые. Да ещё по 2 вагона. Для кого?..








С "промышленой" на "жилую" сторону Московского проспекта можно попасть как по поверхности, так и по подземному переходу, который здесь очень длинный, метров 300, и это неспроста: вдоль линии заводов идёт защитная лесополоса, отделяющая заводы от жилых домов. Это заложено в планировке города ещё с 30-х годов, времени закладки ХТЗ, и это круто уже само по себе. Потом, когда в 70-х стоили метро, станцию построили максимально близко к заводам, но один из выходов снабдили длинным подземным переходом, чтобы люди шли не по поверхности - по лесопосадке, под снегом и дождём - а под землёй, по сухому и освещённому переходу





Вот так выглядит продуманная градостроительная политика, вполне очевидная для архитекторов и чиновником 30-х годов, но выходящая за рамки понимания нынешних застройщиков.
Tags: Харків
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments