swordfish_77 (swordfish_77) wrote in ua_travels,
swordfish_77
swordfish_77
ua_travels

Categories:

Одесса. Мы пришли сегодня в порт…

Оригинал в моем блоге

Для неискушенного взгляда акватория Одесского порта - огромная голубая гладь, по которой, где им вздумается, ходят суда разного тоннажа. На самом деле все гораздо сложнее. Сегодня попробуем разобраться в сложном портовом хозяйстве Южной Пальмиры.

Такое фото есть, наверное, у каждого, кто побывал в Одессе.



Средняя глубина залива – около 9 метров, чего явно недостаточно для приема современных крупных судов, поэтому для их подхода к причалам используются фарватеры, в которых искусственно поддерживаются бỏльшие глубины. Всего фарватеров четыре – восточный, западный, северный подходы и Основной канал нефтегавани, состоящий из двух колен, глубина его – 13 с половиной метров.

Навигационный знак Основного канала в Шевченковском парке.



На подходе к порту на борт судна обязательно поднимется лоцман, который проведет его по фарватеру. Кроме того, если длина судна больше 50 метров, его капитан будет обязан воспользоваться услугами портовых буксиров - как этот огромный балкер под панамским флагом. Общение с буксирами начинается (и заканчивается, если судно идет из порта) в одной миле к востоку от Воронцовского маяка.



О перипетиях одесского рынка буксирных услуг написано немало, и разобраться в них не так-то просто. Краткая суть – кроме госпредприятия «Одесский морской торговый порт», их оказывает ряд частных компаний-операторов, одна из которых не так давно вела с портом настоящую судебную войну, сопровождавшуюся горячими баталиями в медиасфере. Кроме того, местные активисты и работники порта заявляют, что частники, получившие в аренду государственные буксиры по заниженным ставкам, отнимают у государства прибыль, а у портовиков - работу.

Однако не все так плохо в Датском королевстве.

Как и по всей Украине, на одесских молах выросли многочисленные зерновые элеваторы, закрывшие собой обзор дальних бухт порта.



На подъездных путях - множество вагонов-зерновозов.



Сегодня наша задача – провести ревизию всего, что стоит у причалов одесского морвокзала. Нечто похожее уже было проделано нами в Херсоне.



У левой стенки – два прогулочных теплохода типа «Александр Грин» постройки 70-х годов. «Севастополь», пришвартованный дальше от нас, когда-то был служебным катером капитана порта. И тогда в Одессе умели жить красиво.



Для перегрузки на рейде с одного судна на другое часто используются плавучие краны. Перед нами один из них, построенный в 2007 году в Керчи – одновременно с буксиром «Гепард», который закрыл его от нас своим бортом. Стрела крана может работать с грузами до 25 тонн на гаке и до 30 - с грейферным ковшом. Два года назад с коблевского пляжа мне удалось понаблюдать за другим краном этой же серии – огромным самоходным «Atlas Double», оснащенным двумя стрелами еще большей грузоподъемности.



Не исключено, что крайней работой «Атласа-4» был подъем на сушу этих двух скоростных прогулочных катеров, один из которых успел засветиться в клипе Дмитрия Монатика «Кружит». Каждая из «Легенд» берет на борт 70 пассажиров, так как сейчас еще не сезон (съемка проводилась в начале марта), пассажирские кресла демонтированы, отчего катера кажутся недостроенными. Родом «Легенды» с берегов Днепра, из города Переяслав-Хмельницкий.





В прошлом году одесский флот прогулочных теплоходов пополнился катером «Генерал Кунгурцев», названным в честь летчика-героя Великой Отечественной. Девять лет судно простаивало в Бердянском порту, пока не нашелся новый владелец, оплативший его ремонт на Азовском судоремонтном заводе.



Дальше у стенки пришвартованы два больших буксира, которые мы сможем подробно рассмотреть.



Не мудрствуя лукаво, украинские судовладельцы назвали полученный из австралийского Брисбейна буксир-спасатель «Austral Salvor» именем всего континента. Старое название до сих пор проступает на его корме.





Ходовая рубка буксира обеспечивает прекрасный панорамный обзор, так необходимый на швартовочных и кантовочных работах.



Также «Австралия» может тушить пожары, для чего на ней имеется два пенных ствола. Часто в целях безопасности пожарные суда сопровождают при входе в порт нефтяные танкеры. В торжественных случаях пожарные стволы используются моряками для своеобразных «салютов».



«Львов» - буксир меньшего тоннажа, работающий на нефтяном терминале порта Южный, который два года назад возобновил свою работу. Когда танкеров в Южном нет, буксиры терминала ищут работу в других портах.



Большая часть работающих в Одесском заливе буксиров имеет ледовый класс. 600-тонный «Львов» в состоянии разбить паковый лед толщиной 0,8 м (если сумеет его здесь найти).

С моря подошел еще один буксир-«заробитчанин», на этот раз николаевский.



Швартовка.



«Гайдамака» известен тем, что в июне 2014 года отбуксировал из аннексированного Крыма вспомогательные суда украинских ВМС – буксир-спасатель “Изяслав”и судно контроля физических полей “Северодонецк”.



Небольшое суденышко «Сигурд» снабжает суда на рейде питьевой водой, горюче-смазочными материалами и продуктами.



Еще один теплоход типа «Александр Грин» - «Валенсия», также в свое время побывавший в роли портового катера. Именно тогда его носовая оконечность получила выступающую вперед платформу.



В 80-ые в польском Гданське была спущена на воду серия пассажирских катамаранов, часть которых поступила в Советский Союз. Переданный третьим теплоход получил название турецкой крепости, стоявшей на месте современной Одессы.

У церкви святого Николая расположился музей якорей. Здесь мы уже были.





По сравнению с прошлым визитом яхт-клуб, можно сказать, вымер. Связано ли это с сезонным фактором или с резким падением благосостояния одесских яхтовладельцев – сказать сложно.





Кинопродукция голливудской «Фабрики грез» вдохновила кого-то на создание этой парусной яхты, носящей имя корабля Джека Воробья - «Black Pearl».



Результат объединения корпуса каракки времен Колумба и Магеллана с вооружением одномачтового бермудского тендера получился крайне забавным и не поддающимся никакой классификации.

Тем временем панамский балкер прошел Воронцовский маяк и направился в сторону Босфора. Судя по MarineTraffic, дальше его путь лежит к западному побережью США.



У правой стенки причала, где обычно швартуются круизные лайнеры, стоит одно-единственное судно – «Viking Sineus».



В данном случае «Викинг» – не указание на профессию легендарного сподвижника Рюрика, а название швейцарской компании, организовавшей для американских туристов круизы по маршруту Киев-Одесса.



Судно, когда-то названное в честь Михаила Ломоносова, было построено в Восточной Германии для Беломорско-Онежского пароходства. После распада СССР лайнер катал туристов из Петербурга в Москву, а в 2008-м сменил порт приписки на Херсон.



В конце прогулки рассмотрим поближе здания морского вокзала и пристроенного к нему отельного комплекса (сейчас он пустует).





Можно только догадываться, какие роскошные морские виды открывались его постояльцам.



На этом пока все!


Tags: Одеса, Одеська область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments