vitaviktoria wrote in ua_travels

Categories:

Что посмотреть в Киеве. Караимская кенасса. Взгляд снаружи и изнутри.

Золотые ворота. Киев.
Золотые ворота. Киев.

В районе метро «Золотые ворота», на мой, конечно, пристрастный взгляд, сосредоточено всё самое интересное в Киеве. Это и площадь Богдана Хмельницкого с её уникальным Софиевским собором, и самая древняя часть Владимирской улицы, которая в 11 веке была главной улицей города,  и Золотоворотский скверик с остатками и реконструкцией старейших ворот Киева.

От Золотоворотского сквера берет свое начало улица Ярославов Вал. Одна из самых элегантных и престижных улиц города когда-то была оборонительным валом, сейчас на ней расположены посольства, отели, театры и множество интереснейших зданий, каждое со своей историей и легендами. Как, например, «замок барона Штейнгеля» в самом начале улицы.

Замок барона Штейнгеля. Ярославов Вал, Киев.
Замок барона Штейнгеля. Ярославов Вал, Киев.

Но сегодня я хочу поговорить о другом, не менее интересном обитателе Ярославого Вала — караимской кенассе, расположенной по этой же левой строне улицы чуть дальше.

Я помню здесь кинотеатр, который как-то незаметно трансформировался в Дом актера в 80-е прошлого века. Помню, что неизменно обращала внимание на затейливое оформление портала и впечатляющую толщину стен, думала о том, что интересно было бы посмотреть интерьер здания, но случая попасть вовнутрь так и не представилось. В те времена мы ходили в кино и на редкие концерты рок-групп во Дворце спорта, иногда в театры, но тратить время и деньги на «чёс» театральных и киноактёров нам и в голову не приходило — ведь в те времена звезду можно было запросто встретить на киевских улицах.

Но, если чего-то сильно хочешь, то рано или поздно оно, всё-таки, случается. Вчерашний вечер я провела в здании бывшей кенассы на великолепном концерте: Даниэль Фрадкин (скрипка) Израиль, Наталья Скорская (клавесин) Украина | Киев 28 октября, 2019. Иоганн Себастьян Бах. Шесть сонат для скрипки и клавира, BWV 1014-1019.

Концерт прекрасный — музыканты, репертуар, помещение, благодарные и внимательные  слушатели. В Киеве не часто проводятся концерты барочной музыки да еще в таком исполнении. Короче, от концерта я «в захваті».

А теперь о кенассе.

Построена в 1902 году  по инициативе Соломона Когена и по благословению киевского газзана Иосифа Султанского  популярным архитектором Владиславом Городецким и инженером Антоном Страусом. Постройка отличается красотой и роскошью отделки в мавританско-арабском стиле. Вот так она выглядела  сто лет назад.

Поставленная узким фасадом вдоль линии застройки улицы, между тогда еще часто старосветскими побеленными домиками, кенасса действительно выглядела впечатляющей - и архитектурой, и цветом, и удивительной восточной баней.

Сооружение было украшено чрезвычайной красоты лепными украшениями работы итальянца Элио Саля, выполненными с использованием модного и дорогого по тем временам цемента. Судя по тому, что внешняя отделка здания ( там, где ней не приложились умелые ручки реставраторов) неплохо себя чувствует и поныне, цемент в те времена был несколько другой. 

К большому сожалению, в ходе ремонтно-реконструктивных работ 1968 года испорчен декор зала за счет наиболее "угрожающих" сталактитовых деталей потолка. Тогда же уничтожены надписи арабской вязью вокруг портала. Несколько ранее разобрано очень важную и ценную деталь сооружения - уникальный в Киеве гофрированный цинковый купол, венчающий кенассу, придавая ей неповторимый вид и сходство с куполами Средней Азии. Еще позже безжалостно уничтожены и ограждение, и ажурная, тождественного рисунка, калитка, что закрывала вход в углубленный портал.

Что касается оригинального интерьера, то я смогла найти в сети только одно и очень плохого качества фото. Очевидцы описывают, что помещение напоминало пещеру Али Бабы со сказочными сталактитовыми сводами.

А вот так оно выглядит сейчас.

Сложные и утонченно-прихотливые узоры на стенах и  балкончике над входом. 

Стилизация под кессонный потолок, скорее всего, уже сделана в процессе реставрации 1968 года, но информации об этом я не нашла.

Для полноты картины очень не хватает витражей, которыми  было раньше украшено здание. Сейчас окна закрыты аскетичными белыми панелями. Но в целом, на мой дилетантский взгляд, зал выглядит неплохо. 

Специалисты утверждают, что зданию требуется немедленная реставрация — на внешних стенах лепка на карнизах над входом затянута сеткой. И да, очень стилистически отличается оформление фойе в Доме Актера, из которого зрители через переход попадают в кенассу.  Т.е. стиля там никакого и нет — есть смесь бальной залы 19 века и сельского клуба  времен развитого социализма.

Что будет дальше с бывшей кенассой непонятно. Здание принадлежит городу, Дом актера помещение у него арендует. Под предлогом реставрации договор аренды собираются аннулировать. А под этот шумок еврейские организации  заявляют свои претензии на кенассу, чему яростно противятся те немногочисленные караимы, которые еще остались в Киеве. 

Дело в том, что евреи считают караимов иудеями, а их религию устаревшей отколовшейся ветвью иудаизма, ну, грубо говоря, чем то наподобие русских старообрядцев по отношению к православию. Караимы, же, заявляют, что по антропологическим признакам, языку и традициям они скорее тюрки, чем евреи, а их религия ничего общего с современным иудаизмом не имеет. 

Кстати, русские цари и Гитлер тоже не считали караимов евреями - они не подвергались правовым притеснениям при царизме и геноциду во времена Второй мировой. Но Гитлер и русские цари нам и современным евреям, конечно, не указ. И, тем не менее, ситуация складывается вполне узнаваемая, когда влиятельный старший брат пытается «спасти» заблудших младших и при этом еще чего-то поиметь.

Замок барона Штейнгеля. Ярославов Вал, Киев.
Замок барона Штейнгеля. Ярославов Вал, Киев.

Цитаты : Дмитро Малаков. Архітектор Городецький.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.