vitaviktoria wrote in ua_travels

Categories:

Где погулять в Киеве. От метро "Университет" до улицы Богдана Хмельницкого.

Зима у нас в этом году выдалась странная, зато, если правильно одеться, прогулкам по городу ничто не мешает. Сегодня маршрут несколько необычный и без громких достопримечательностей, но с сюрпризами для меня, хотя  казалось, что центр Киева знаю неплохо.

Станцию «Университет» особо представлять не надо. Построена в 1960 году в составе  первой очереди строительства киевского метро. Является памятником архитектуры, интерьер выполнен в стиле послевоенного сталинского неоклассицизма. Пилоны станции покрыты коричнево-розовым мрамором. На каждом пилоне со стороны центрального зала в нишах размещены 8 бюстов выдающихся деятелей науки и культуры.

Выйдя из метро, поворачиваю налево, в сторону площади Победы. На бульваре Тараса Шевченко каждый второй дом — памятник архитектуры или истории. Вот на противоположной стороне красивый, к сожалению, сейчас необитаемый дом под № 34, бывший особняк Ивана Терещенко, построенный в 1874-1875 годах в стиле неоготики.

В коллекции Терещенко, размещённой в особняке, хранились рисунки Павла Федотова, работы Василия Верещагина, Михаила Врубеля, живописные работы и офорты Льва Жемчужникова и других художников. В декабре 1917 года особняк был национализирован и передан для нужд Генерального секретариата путей сообщения Центральной рады. После национализации особняка вся коллекция и домашние вещи были снесены в две комнаты, на чердак и в ванные комнаты.

В январе 1918 года Киев горел от артобстрела красных войск под командованием Михаила Муравьёва. Затем муравьевцы вошли в город. Тогда погибло много сокровищ Киева, среди них большинство коллекций Ивана Терещенко. Искусствовед Фёдор Эрнст подробно описал остатки  полотен первоклассных художников, разорванных на куски или бездумно уничтоженных ударами сабель и ножей. Было украдено и уничтожено 40 картин разных мастеров русской школы, 188 этюдов и эскизов Верещагина и много других работ признанных мастеров.

Дом аптекаря М. Фроммета № 36 - бывший доходный дом, один из самых ярких образцов киевского жилищного строительства эпохи ранней эклектики. Романо-готические мотивы придают типичному жилому дому вид средневекового замка-дворца, 1873-1882 годы, архитектор Владимир Николаев.

Стараюсь не сильно отвлекаться по сторонам, но  получается плохо. Вот дом в стиле модерн с интересным порталом и майоликовым декором над окнами верхнего этажа.

Напротив через дорогу симпатичный неоренессансный дом конца 19 века № 48а украшен головами львов и каких-то бравых ребят в шляпках.

Чуть дальше под номером  50-52 — Дом национальных творческих коллективов Украины. Фасад декорирован художественной керамикой Ольги Рапай-Маркиш. Дом построен в 80-х прошлого века. Много раз пробегала мимо, но только сегодня специально пришла посмотреть декор здания. Общее фото из Википедии, там рядом нет перехода, а вплотную он в кадр не помещается.

Автор майоликовых панно Ольга Рапай — это еще одна трагическая судьба в «великой» Сверхдержаве. Пережила арест своей матери, переводчицы  с украинской диалектики Зинаиды Иоффе, расстрел отца, еврейского поэта Переца Маркиша, отчима, украинского языковеда Бориса Ткаченко, собственную ссылку и нашла убежище в творчестве.

Писатель Юрий Щербак так писал об образах, создаваемых Ольгой Рапай: «Они рождены в тех же непонятных и мудрых глубинах украинского фольклора, что и петриковские цветы, приймаченковские птицы и зализнякивские шальные скакуны. Зеленый лев с раскрытой пастью как  будто сошел со старокиевских фресок, маски леших, колдунов и веселой бесовской нечисти будто бы побывали на средневековом карнавале, в подзабытых казачьих городках с их тревожной и бурной жизнью».

Сразу за домом творческих коллективов от бульвара отходит переулок Аллы Горской — в честь советской художницы и правозащитницы, погибшей в 1970 году «при невыясненных обстоятельствах», еще одной жертвы советского террора. О Горской я еще планирую рассказать в одном из постов об НХМУ — там есть ее работы. А сегодня фотографии дома № 3 - здание Первого коммерческого товарищества учителей в стиле украинский модерн; 1911—1913 годы, архитектор Василий Коробцов. Оказывается, я никогда не была в этом переулке.

Основными «рабочими» элементами фасада являются: прямоугольные окна с акцентом на  трехгранные окна верхнего этажа и почти плоская орнаментальная пластика, напоминающая вышитые узоры украинских рушников из простых форм треугольников, крестиков, шестигранников. Граненая пластика боковых входов дополняет строгий, но национально сформированный образ учебного заведения.

За зданием училища, в котором теперь школа, переулок продолжается еще на один дом и поворачивает направо. Через несколько десятков  метров слева еще  один сегодняшний сюрприз — довольно крутая лестница, которая ведет во двор дома в конце улицы Богдана Хмельницкого.

Дальше можно подняться к Оперному театру или спуститься к площади Победы. Или прогуляться по улице Олеся Гончара.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.